Как исправить ошибку в написании имени, фамилии, отчества в документах?
К сожалению, ошибка в написании имени, фамилии, отчества в документах уже не редкость. Но несмотря на, казалось бы, какую-то имеющуюся практику исправления ошибок, проблем почему-то меньше у людей не становится.
Порой маленькая и «несущественная» описка влечет за собой такие последствия, что хочется просто плюнуть и оставить все, как есть, однако и оставить, как есть, тоже нельзя.Что же делать в таких случаях. Сейчас разберу подробно каждый случай, чтобы у вас, дорогие, было четкое понимание, как быть в той или иной ситуации.
Каким образом исправлять эти ошибки?
Начнем с частой проблемы, с которой ко мне регулярно обращаются.
1. Ошибка в ФИО наследодателя или наследника и, как следствие, проблемы в оформлении наследства.Исходя из моей практики, скажу, что чаще всего это ошибки в свидетельство о рождении и в свидетельстве о браке.
В результате наследникам необходимо уже доказывать свое родство с умершим родственником.
В такой ситуации Вы можете:Обратиться в ЗАГС и заявить об исправлении ошибки.Сведения о записях актов гражданского состояния есть в архивах, поэтому должен внести корректировку.
Ваше право обратиться: в ЗАГС по месту получения (по месту хранения) сведений — исправление неточностей произойдет быстрее;в ЗАГС по месту жительству (если получали свидетельство о рождении или браке не там) — займет больше времени, поскольку орган сам создает запрос и после получения ответа, оформляет новый документ.
Исправить ошибки через суд.
Если ЗАГС отказал во внесении изменений, дела об исправлении в документе ошибки фамилии, имени или отчества рассматриваются гражданскими судами в порядке особого производства.Поясню, особое производство — это вид гражданских дел, при которых не рассматриваются какие-либо споры между сторонами.
Основная цель этих дел – подтверждение бесспорных прав, установление правового статуса заявителя.Если наследники не могут оформить наследство из-за ошибок в имени, фамилии, отчестве, то им нужно доказать родственную связь с наследодателем.
В суде это можно сделать двумя способами:
1) В суд подается заявление об установлении родственных отношений (см. п.2 ч.2 ст.264 ГПК РФ). Дело будет рассматриваться только в том случае, когда нельзя доказать родство с умершим другими способами. В заявлении нужно указать, что нет возможности исправить ошибки другими путями и что установление родства необходимо для вступления в наследство. При удовлетворении требований судом заявителю выдается новое свидетельство.
2) В суд подается заявление о внесении изменений в запись акта гражданского состояния (если есть ошибки в свидетельствах – о рождении или о браке). При удовлетворении требования выносится решение о внесении изменений в ошибочные записи об актах гражданского состояния.
Как быть, если допущена ошибка в правоустанавливающем документе умершего лица?
С вопросами наследования тесно связана проблема наличия ошибок в документах, которые принадлежали умершему лицу. Нотариус не оформит наследство, если, например, в свидетельстве о праве собственности наследодателя допущена ошибка. Ошибка может совершенно любой (например, в свидетельстве неверно написана дата рождения умершего лица).
В этом случае требуется установление факта принадлежности правоустанавливающего документа. Но что делать, ведь устанавливать факт принадлежности может только лицо, которому принадлежит правоустанавливающий документ, то есть умерший, а его правоспособность прекращена в день смерти (см. ст.17 ГК РФ)?
В такой ситуации наследники могут обратиться в суд с заявлением, в котором будет указано на наличие ошибки. Во время судебных заседаний им придется доказать, что правоустанавливающий документ принадлежал именно умершему лицу.
В рамках нашего законодательства допускается установление факта принадлежности только правоустанавливающих документов! В отношении личных документов (например, паспорта, свидетельства о рождении, военного билета) исковые заявления приняты не будут.
Как исправить ошибку в свидетельстве о праве собственности и государственного реестра (в выписке из ЕГРН)?
В 2016 году отменили свидетельства о праве собственности. Теперь в сделках с недвижимостью и других операциях этот документ заменяется выпиской из ЕГРН.Для исправления ошибки в отчестве, фамилии, имени необходимо написать заявление в Росреестр. Подать документ можно онлайн или через МФЦ, указать в нем на наличие ошибки, приложить копии документов, где указаны верные данные (например, копию паспорта, технический паспорт, договор купли-продажи). Если Росреестр отказывает в исправлении, единственный выход из ситуации – обращение в суд. Важно! В заявлении необходимо затребовать выдачу нового документа с внесенными корректировками. Если ошибка допущена в бланке «старого» свидетельства о праве собственности, даже после исправления ошибки новый бланк выдан не будет. Вместо него заявитель получит выписку ЕГРН.Если дело дойдет до суда, то предметом иска будет установление факта принадлежности недвижимости тому человеку, в чьем имени допущена ошибка. После получения положительного судебного решения истцу необходимо предъявить его в регистрирующий орган. В течение 3 дней Росреестр обязан внести корректировки.
2. Как исправить ошибку в свидетельстве о рождении?
Если в свидетельстве о рождении допущена ошибка в ФИО, владелец документа вправе обратиться в органы ЗАГСа. Для внесения корректировок в документы несовершеннолетнего требуется обращение его законного представителя. В ЗАГС необходимо предоставить следующие документы:
— паспорт;
— документ, в котором необходимы исправления;
— квитанцию об уплате госпошлины.
3. Как исправить ошибку в свидетельстве о браке?
Порядок действия таков же, что и при исправлении ошибок в свидетельство о рождении.
Гражданину необходимо подать заявление в отдел ЗАГС, который выдал документ с ошибками, приложив документы:- свидетельство о заключении брака, в котором допущена ошибка;
— паспорта супругов;
— квитанция об уплате госпошлины.Если ошибка допущена сотрудниками ЗАГСа, госпошлина не оплачивается. Если по вине супругов – оплачивается и составляет 650 рублей.Исправления должны быть внесены в течение 1 месяца. При наличии уважительных причин, по которым ЗАГС не успевает рассмотреть заявление, срок может быть продлен до 2 месяцев.
4. Как исправить ошибку в паспорте?
Владельцу документа необходимо обратиться в территориальный орган МВД, предоставив следующие документы:- заявление о замене паспорта (форма № 1П);
— паспорт с ошибочными данными;
— две фотографии 35*45 мм;
— документ с верными данными (например, свидетельство о рождении);
— документы, о которых ставится отметка в паспорте (военный билет, свидетельства о заключении и расторжении брака);
— квитанция об уплате госпошлины в размере 350 рублей.
Сроки исправления ошибок и выдачи нового документа зависят от того, куда подано заявление. При подаче в отделение МФД по месту жительства они составляют 10 дней, если не по месту жительства – до 30 дней.
5. Как исправить ошибки в трудовой книжке?
Ошибки в ФИО в трудовой книжке признаны типичными и встречаются чаще всего, но благополучно становятся причиной спора и затрудняют в будущем оформление пенсии.Согласно трудовому законодательству, работодатель вправе внести изменения в такие пункты, как ФИО, дата рождения, название профессии и должности, образование. Поскольку ФИО работника прописывается на титульном листе, работодатель имеет право зачеркнуть неверные данные и прописать правильные. Далее необходимо на обложке трудовой книжки прописать основание для внесения исправлений, заверить их печатью и подписью.
6. Как исправить ошибки в больничном листе?
Ошибки в сведениях о нетрудоспособном лице считаются недопустимыми в больничном листе. Они требуют исправления, так как ФСС может отказать в расчете и оплате листка нетрудоспособности. Способ исправления ошибки зависит от того, кто допустил ошибку: врач или работодатель:Если врач допустил неточность в имени, фамилии или отчестве, то гражданин имеет право обратиться к нему повторно. По закону, внесение исправлений в больничный лист не разрешается. Документ с ошибками должен быть заменен дубликатом.У работодателя есть право вносить исправления. Правила внесения изменений закреплены законодательно. Нельзя использовать канцелярские корректоры. Неверные данные необходимо аккуратно зачеркнуть. На обороте листка написать правильные данные, поставить пометку «Исправленному верить», заверить исправления печатью и подписью.
7. Как исправить ошибку в договоре?
Ошибка в имени является технической ошибкой и не лишает договор юридической силы. Однако всегда есть риск, что другая сторона будет оспаривать сделку из-за содержащихся в договоре неточностей.Если подписать новый распечатанный договор с исправленной ошибкой не представляется возможным, то в этом случае я рекомендую составить к договору дополнительное соглашение, в котором будут прописаны необходимые изменения. Важно распространить действие этого документа на весь период действия договора.
Совет от меня лично: любые ошибки нужно исправлять как можно быстрее, иначе они начнут дублироваться и в других, получаемых позже, документах.